Урок по обработке пейзажа: стекинг

По просьбе трудящихся буду писать серии небольших уроков под тегом “фокус-покус”. Сегодня речь пойдет о маленьком фокусе с глубиной резкости в пейзажах. А именно – о стекинге (или о “брекетинге по фокусу”). Интересно, как можно совместить макро и пейзаж? – тогда разворачивайте урок, он займет совсем немного времени.

Первым делом – открываем все фотографии, и выбираем самое интересное из кучи мусора, цветочков и лампочек. Я использую Photo Mechanic – одну из самых шустрых программок для просмотра raw. Хоть она и ужасная по интерфейсу, но фото можно посмотреть и отобрать очень быстро. Отбираем 2 кадра, которые были сняты с разной фокусировкой (фокус вручную крутил, съемка без штатива). Фокус в одном кадре – на капельки, во втором – на аллею с кипарисами. Некоторые шаги в уроке я пропускаю, все-таки базовые знания лайтрума и фотошопа (маски) должны быть.

Экспортирую фото в лайтрум, и применяю такие настройки для кадра, снятого на никон д800 + никкор 14 мм f/2.8.

Резкость, насыщенность почти никогда не трогаю: они только убивают цветовую информацию в кадре. А вот уменьшить таким образом светлоту неба можно. И не забудьте убрать виньетирование и хроматические абберации! Тоновую кривую тоже не трогаю.

Если нажать кнопку Y, то можно посмотреть, как мы постепенно приближаемся к шедевру. Для ненавистников ползункового лайтрума – да, можно то же самое сделать и в camera raw, и в DxoMark и т.п. программах. Тут еще есть 2 градиента (по небу и по земле). По небу – с поправкой в минус экспозиции и + в контраст. По земле – наоборот, в плюс экспозиции.

Наглядное сравнение 2 кадров с разной фокусировкой. Повышением значения диафрагмы мы только замылим картинку (дифракцию никто не отменял, а никон д800 наглядно демонстрирует иллюстрации из учебника по оптике), поэтому, если хочется видеть красивый передний план – выход есть: сшить 2 этих кадра.

Экспорт – в tiff, настройки нейтральны. Не экспортируйте в jpg хорошие кадры, не губите информацию на фото!

При совмещении 2 кадров в фотошопе видим такое безобразие (голова кружится, долго не смотрите!). Будем совмещать 2 кадра.

Делается это просто, используя авто-совмещение:

Но все равно из-за смещения объектива получаем артефакты (полупрозрачность – 49% у верхнего слоя). Поэтому надо рисовать маску (её придется рисовать в любом случае – потому что кадры разные по точке фокусировки). От верхнего слоя (фокус на переднем плане) нам нужны травинки, от нижнего – небо и кипарисовая рощица.

Рисуем простую маску (чтобы ее посмотреть – альт+клик на маске). Можно рисовать более подробную, я обычно рисую на вакомовском планшете.

В результате у нас получится вот такой “макро-пейзаж”. Без переднего плана, на котором сейчас сверкают капли дождя, фотография была бы совершенно обыденной при таком свете.

О работе с цветом и о публикации для веб – в следующем выпуске рубрики “фокус-покус”.

p.s. Опытные макрушники подсказывают такую программку.


158 replies
  1. the_na
    the_na says:

    Большое человеческое спасибо! Я бы не доперла никогда, что это два кадра. Думала б, что это какое-то тайное знание о технике фотосъемки, а не умелая постобработка.. Здорово! Спасибо!

    PS: Тааааак непривычно видеть названия ползунков в лайтруме на русском :)

    Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Про “тайное знание” уже не раз слышал историю :)
      Вот так разрушаются легенды…

      Reply
      • the_na
        the_na says:

        Это такой радостный процесс! :) Потому как я думала, что у меня руки не из того места, и в голове сплошная кость, раз я не могу даже придумать, как это снять, не то чтоб реализовать.. А теперь я в собственных глазах из осьминогов-то с восемью кривенькими ручонками самизнаетеоткуда плавно в обычные незнайки перебралась! ;)

        И за мнение о планшете спасибо. Я давно поглядываю да помечтываю.. помечтовываю.. подумываю, то есть, надо оно мне или нет. А теперь вот еще повод еще один таки попробовать поработать с ним появился.

        Reply
      • the_na
        the_na says:

        Это такой радостный процесс! :) Потому как я думала, что у меня руки не из того места, и в голове сплошная кость, раз я не могу даже придумать, как это снять, не то чтоб реализовать.. А теперь я в собственных глазах из осьминогов-то с восемью кривенькими ручонками самизнаетеоткуда плавно в обычные незнайки перебралась! ;)

        И за мнение о планшете спасибо. Я давно поглядываю да помечтываю.. помечтовываю.. подумываю, то есть, надо оно мне или нет. А теперь вот еще повод еще один таки попробовать поработать с ним появился.

        Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Про “тайное знание” уже не раз слышал историю :)
      Вот так разрушаются легенды…

      Reply
  2. the_na
    the_na says:

    Большое человеческое спасибо! Я бы не доперла никогда, что это два кадра. Думала б, что это какое-то тайное знание о технике фотосъемки, а не умелая постобработка.. Здорово! Спасибо!

    PS: Тааааак непривычно видеть названия ползунков в лайтруме на русском :)

    Reply
  3. alekicenko
    alekicenko says:

    Молодца! Новое узнал для себя – это то, что ты маски рисуешь на планшете:-) Надо себе как то тоже заиметь:-)

    Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Очень удобно, кстати. Мышку давить очень рука устает, да и по возможностям и аккуратности просто несравнимо.

      Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Очень удобно, кстати. Мышку давить очень рука устает, да и по возможностям и аккуратности просто несравнимо.

      Reply
    • alekicenko
      alekicenko says:

      Кстати, я почему-то думал, что Коржонов сразу в яблочко попадает, а он так же как и я 150 кадров делает:-) Разрушитель легенд:-)

      Reply
    • alekicenko
      alekicenko says:

      Кстати, я почему-то думал, что Коржонов сразу в яблочко попадает, а он так же как и я 150 кадров делает:-) Разрушитель легенд:-)

      Reply
  4. alekicenko
    alekicenko says:

    Молодца! Новое узнал для себя – это то, что ты маски рисуешь на планшете:-) Надо себе как то тоже заиметь:-)

    Reply
  5. alekicenko
    alekicenko says:

    Кстати, в дополнение дам немножко отсебятины – тоже может пригодиться… Второй вариант (если устроит по геометрии картинки) – это снять вертикальную панораму, и на нижнем ряду (а может и на двух) перефокусироваться на передний план… И третий – гиперфокальное расстояние тоже никто не отменял:-) Хотя на больших отпечатках понятие “в кадре будет резким все” относительное:-)

    Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Все-таки панорама – это отдельная (и любимая) тема. Но помучаться там придется дольше. А обработка этого кадра – не больше 7-10 минут. Тут какое фокусное не ставь, все равно при расстоянии до капелек в 10-15 см что-то выпадет из зоны резкости.

      Reply
      • alekicenko
        alekicenko says:

        да, сталкивался с этим, и мудрил точно так же, как и ты, но все таки делал панораму… вот кстати пример:

        Панорама_без_названия1-1

        Reply
      • alekicenko
        alekicenko says:

        да, сталкивался с этим, и мудрил точно так же, как и ты, но все таки делал панораму… вот кстати пример:

        Панорама_без_названия1-1

        Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Все-таки панорама – это отдельная (и любимая) тема. Но помучаться там придется дольше. А обработка этого кадра – не больше 7-10 минут. Тут какое фокусное не ставь, все равно при расстоянии до капелек в 10-15 см что-то выпадет из зоны резкости.

      Reply
  6. alekicenko
    alekicenko says:

    Кстати, в дополнение дам немножко отсебятины – тоже может пригодиться… Второй вариант (если устроит по геометрии картинки) – это снять вертикальную панораму, и на нижнем ряду (а может и на двух) перефокусироваться на передний план… И третий – гиперфокальное расстояние тоже никто не отменял:-) Хотя на больших отпечатках понятие “в кадре будет резким все” относительное:-)

    Reply
  7. unis
    unis says:

    Спасибо, интересно!
    Я бы еще почитал про обычную обработку пейзажей только в лайтруме и в лайтруме + ФШ для публикации в интернете. Все время кажется, что можно было бы сделать лучше даже в том же лайтруме.

    Reply
      • unis
        unis says:

        Недавно перешел на полный кадр, снимал в горах, хочется вытянуть из кадров если не максимум, то хотя бы что-то лучшее )

        Reply
      • unis
        unis says:

        Недавно перешел на полный кадр, снимал в горах, хочется вытянуть из кадров если не максимум, то хотя бы что-то лучшее )

        Reply
  8. unis
    unis says:

    Спасибо, интересно!
    Я бы еще почитал про обычную обработку пейзажей только в лайтруме и в лайтруме + ФШ для публикации в интернете. Все время кажется, что можно было бы сделать лучше даже в том же лайтруме.

    Reply
  9. donna_laura
    donna_laura says:

    Данил, спасибо! Мне очень понравился этот снимок еще при первом показе.
    Задумывалась, как это снято, но про “фокус” так и не поняла.
    Спасибо!

    Reply
  10. donna_laura
    donna_laura says:

    Данил, спасибо! Мне очень понравился этот снимок еще при первом показе.
    Задумывалась, как это снято, но про “фокус” так и не поняла.
    Спасибо!

    Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Зато, наверное, интересно было :)
      Макрушники сразу мне целый список софта по стекингу привели…

      Reply
      • n_khoroshkov
        n_khoroshkov says:

        Не то слово интересно! Особенно совмещать звезды! Очень увлекательное занятие долгими зимними вечерами :))

        Reply
      • n_khoroshkov
        n_khoroshkov says:

        Не то слово интересно! Особенно совмещать звезды! Очень увлекательное занятие долгими зимними вечерами :))

        Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Зато, наверное, интересно было :)
      Макрушники сразу мне целый список софта по стекингу привели…

      Reply
  11. ruzovdmitry
    ruzovdmitry says:

    Штатив конечно помог бы, но ежели ветер…
    Спасибо за наводку на софтинку “фото механика”

    Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Иногда гуляешь налегке – и видишь хороший кадр. Со штативом как-то всё тяжелее воспринимается (в буквальном и переносном смыслах) :)

      Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Иногда гуляешь налегке – и видишь хороший кадр. Со штативом как-то всё тяжелее воспринимается (в буквальном и переносном смыслах) :)

      Reply
  12. ruzovdmitry
    ruzovdmitry says:

    Штатив конечно помог бы, но ежели ветер…
    Спасибо за наводку на софтинку “фото механика”

    Reply
  13. 46bip
    46bip says:

    черт, смотрю на русский интерфейс лайтрума и не могу понять: почему все так непонятно =)))

    Reply
  14. 46bip
    46bip says:

    черт, смотрю на русский интерфейс лайтрума и не могу понять: почему все так непонятно =)))

    Reply
  15. subic
    subic says:

    Спасибо за науку!) Еще бы про масочки и режимы наложения часто используемые…
    з.ы. Хороший пример, когда картинку может “сделать” флип.

    Reply
  16. subic
    subic says:

    Спасибо за науку!) Еще бы про масочки и режимы наложения часто используемые…
    з.ы. Хороший пример, когда картинку может “сделать” флип.

    Reply
  17. feanorus454
    feanorus454 says:

    Спасибо за интересную информацию!
    В принципе знал по стекинг по фокусу, но что это можно весьма просто и быстро делать – это конечно, надо было чтобы кто-то показал :) Особенно про минусованный штатив.

    Забавно ЛР на русском… При этом шоп на английском – обычно наоборот :)

    Reply
  18. feanorus454
    feanorus454 says:

    Спасибо за интересную информацию!
    В принципе знал по стекинг по фокусу, но что это можно весьма просто и быстро делать – это конечно, надо было чтобы кто-то показал :) Особенно про минусованный штатив.

    Забавно ЛР на русском… При этом шоп на английском – обычно наоборот :)

    Reply
  19. phtimofeeff
    phtimofeeff says:

    Спасибо за наводку на программку для стекинга, давно хотел попробывать свои идеи, но как-то руки не доходили.

    Reply
  20. phtimofeeff
    phtimofeeff says:

    Спасибо за наводку на программку для стекинга, давно хотел попробывать свои идеи, но как-то руки не доходили.

    Reply
  21. marateaman
    marateaman says:

    Спасибо!
    На днях тоже начал делать стек, но только на длинном фокусном (от 135мм). В болоте, коряги никак не хотели влезать в грип на 135-200мм, пришлось делать стек в 3-4 кадра (ближний, средний, дальний) жалею, что раньше не пользовался этой техникой.
    200mm, стек из 3х кадров
    _MG_9617-stek

    Reply
  22. marateaman
    marateaman says:

    Спасибо!
    На днях тоже начал делать стек, но только на длинном фокусном (от 135мм). В болоте, коряги никак не хотели влезать в грип на 135-200мм, пришлось делать стек в 3-4 кадра (ближний, средний, дальний) жалею, что раньше не пользовался этой техникой.
    200mm, стек из 3х кадров
    _MG_9617-stek

    Reply
  23. ilyast
    ilyast says:

    желание и умение делиться знаниями дорогого стоят :) респект!
    а к планшету я так и не привык, отдал рекламщикам, где он и сгинул…

    Reply
  24. ilyast
    ilyast says:

    желание и умение делиться знаниями дорогого стоят :) респект!
    а к планшету я так и не привык, отдал рекламщикам, где он и сгинул…

    Reply
  25. ifisunov
    ifisunov says:

    Огромное человеческое спасибо!
    Даешь больше уроков хороших и разных!!! )))
    Ждем продолжения!

    Reply
  26. ifisunov
    ifisunov says:

    Огромное человеческое спасибо!
    Даешь больше уроков хороших и разных!!! )))
    Ждем продолжения!

    Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Небольшими уроками и до него доберусь. Если кратко – то там модифицированный экшен Паши Косенко.

      Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Небольшими уроками и до него доберусь. Если кратко – то там модифицированный экшен Паши Косенко.

      Reply
  27. sapegin
    sapegin says:

    Забавно, что половину урока занимает хитрый процесс эспорта-импорта файлов, что на самом деле делается двумя кликами:

    Кроме того, что это само по себе гораздо проще и быстрее есть два дополнительных бонуса:

    1. Отсутствие промежуточных файлов, которые потом нужно удалять.

    2. При сохранении файла в Фотошопе, он автоматически импортируется в Лайтрум.

    Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Классная штука, спасибо!
      Но у меня так и не получилось её использовать: были проблемы под Camera Raw d800 и 64битную систему (не могу плагин поставить).
      Он что в фотошоп экспортирует? 16бит psd с конвертацией из raw?

      Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Классная штука, спасибо!
      Но у меня так и не получилось её использовать: были проблемы под Camera Raw d800 и 64битную систему (не могу плагин поставить).
      Он что в фотошоп экспортирует? 16бит psd с конвертацией из raw?

      Reply
  28. sapegin
    sapegin says:

    Забавно, что половину урока занимает хитрый процесс эспорта-импорта файлов, что на самом деле делается двумя кликами:

    Кроме того, что это само по себе гораздо проще и быстрее есть два дополнительных бонуса:

    1. Отсутствие промежуточных файлов, которые потом нужно удалять.

    2. При сохранении файла в Фотошопе, он автоматически импортируется в Лайтрум.

    Reply
      • Anonymous
        Anonymous says:

        Даниил, давно пытаюсь найти Лайтрум на русском,но – безуспешно, и друзья пытались помочь, а ты народ им удивляешь! :) Поделись, пожалуйста, если не жалко…:) С английским у меня – никак…

        Reply
      • Anonymous
        Anonymous says:

        Даниил, давно пытаюсь найти Лайтрум на русском,но – безуспешно, и друзья пытались помочь, а ты народ им удивляешь! :) Поделись, пожалуйста, если не жалко…:) С английским у меня – никак…

        Reply
  29. Anonymous
    Anonymous says:

    TIFF – это, конечно, хорошо, но, используя пространство sRGB при перебросе в Photoshop, ты тоже имеешь потери.

    Reply
    • lazy_vlad
      lazy_vlad says:

      Так как редактируем мы фотки все равно на SRGB мониторе, а дальше сохраняем под веб опять же под SRGB, то потери совершенно незначительные.

      Reply
    • lazy_vlad
      lazy_vlad says:

      Так как редактируем мы фотки все равно на SRGB мониторе, а дальше сохраняем под веб опять же под SRGB, то потери совершенно незначительные.

      Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Точно подмечено. Но вывожу, в основном, всё равно в sRGB финал – на печать и под веб.
      Имеет смысл в насыщенных сюжетах (как пример их этого урока, к слову).

      Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Точно подмечено. Но вывожу, в основном, всё равно в sRGB финал – на печать и под веб.
      Имеет смысл в насыщенных сюжетах (как пример их этого урока, к слову).

      Reply
  30. Anonymous
    Anonymous says:

    TIFF – это, конечно, хорошо, но, используя пространство sRGB при перебросе в Photoshop, ты тоже имеешь потери.

    Reply
  31. lazy_vlad
    lazy_vlad says:

    Хорошая статья, единственное не понял почему бы не пользоваться Curves для контраста – это вроде как более гибкий инструмент.
    А по поводу комментов про отсутствие штатива – когда есть ветер, то штатив не спасает, особенно на ПП. Кстати, это вариант, надо попробовать сделать доп. кадр на повышенном исо с резкостью на ПП, поэкспериментирую некст тайм.

    Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Пользуюсь. Но не в LR (мне не нравится, как тут кривые устроены), а в фш – там уже и с масками можно поиграть. Но это уже другой урок.

      Reply
    • Daniel
      Daniel says:

      Пользуюсь. Но не в LR (мне не нравится, как тут кривые устроены), а в фш – там уже и с масками можно поиграть. Но это уже другой урок.

      Reply
  32. lazy_vlad
    lazy_vlad says:

    Хорошая статья, единственное не понял почему бы не пользоваться Curves для контраста – это вроде как более гибкий инструмент.
    А по поводу комментов про отсутствие штатива – когда есть ветер, то штатив не спасает, особенно на ПП. Кстати, это вариант, надо попробовать сделать доп. кадр на повышенном исо с резкостью на ПП, поэкспериментирую некст тайм.

    Reply
  33. nik_and_tos
    nik_and_tos says:

    Сравнительно просто и познавательно. Вопрос появился: маску для наложения от руки рисуешь на глаз или как-то привязываешься к объектам сюжета. Зеленый канал как-то для этих целей эксплуатируешь или еще как?

    Reply
  34. nik_and_tos
    nik_and_tos says:

    Сравнительно просто и познавательно. Вопрос появился: маску для наложения от руки рисуешь на глаз или как-то привязываешься к объектам сюжета. Зеленый канал как-то для этих целей эксплуатируешь или еще как?

    Reply

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>